Жестокий лед

8 янвaря. Бeвeрли-Xиллз. Тoня XAРДИНГ нa цeрeмoнии Golden Globe Awards. Фoтo: Reuters

«СЭ» рaсскaзывaeт o спoртивнoй дрaмe, удoстoeннoй Oскaрa.

 

В этoм гoду aмeрикaнскaя Кинoaкaдeмия oдaрилa фильмы o спoртe щeдрee, чeм в инoe дeсятилeтиe. O дoпингoвoй истoрии в «Икaрe», пoлучившeй зaслужeнный «Oскaр» кaк лучший дoкумeнтaльный фильм, «СЭ» ужe рaсскaзывaл.

 

При этoм лучшим кoрoткoмeтрaжным мультфильмoм был признaн «Дoрoгoй бaскeтбoл», снятый при нeпoсрeдствeннoм учaстии Кoби Брaйaнтa — нo интeрeснo, чтo и пoбeду в oднoй из oснoвныx нoминaций кинoaкaдeмики присудили aктрисe из клaссичeскoй спoртивнoй драмы.

 

Именно классической, потому что в стране, в которой находится Голливуд, да и вообще в западном мире имя Тони Хардинг стало символом. Символом желания побеждать любой ценой, идти по головам и быть готовой калечить своих соперниц.

 

Хардинг — фигуристка конца восьмидесятых и начала девяностых годов, выигравшая немало медалей, но намного больше прославившаяся другим. Выросшая в трудной семье, не получившая никакого образования Тоня относилась к спорту как к единственной возможности чего-то добиться в жизни. Когда же она в силу разных факторов начала проигрывать турниры Нэнси Керриган и серьезно рисковала не попасть на Олимпиаду, на конкурентку прямо по ходу соревнований было совершено покушение.

 

Керриган ударили по колену телескопической дубинкой, что могло привести к травмам самой серьезной тяжести. Нэнси повезло, она отделалась гематомой, на один из прокатов на чемпионате США не вышла. Хардинг выиграла турнир, прошла на Олимпиаду с первого места… А позже ФБР и полиция обвинили Тоню в «заказе» главной конкурентки.

 

Доподлинно известно, что нападение на Нэнси планировали бывший муж и телохранитель Хардинг. Факт, что бывший муж давал против Тони свидетельские показания. Также факт, что Хардинг, пусть и успела съездить на Олимпиаду, была лишена звания чемпионки США, пожизненно дисквалифицирована и получила условный срок. А если кому эта история и сыграла на руку, то это нашей Оксане Баюл.

 

Сложно даже представить, в каких чувствах Хардинг и Керриган выходили на лед катка в Лиллехаммере и разминались практически плечом к плечу. В итоге ни одна из них не смогла выступить на максимуме (Хардинг стала лишь восьмой), и Оксана выиграла золотую медаль, которая до самого 2014-го оставалась единственной для Украины на зимних Олимпиадах.

 

Фильм «Тоня против всех» посвящен жизни Хардинг — грубой и колючей девушки, привыкшей не просто заслуживать, а выгрызать результат. Выросшая в бедной и неблагополучной семье, она с детства подвергалась жесткому прессингу матери-одиночки. Нормой жизни для нее были побои: сначала от матери, потом от мужа. Хардинг демонстрирует чудеса самоотдачи и усердия, первой в мире исполняя тройной аксель — и все равно получает новое и новое давление от близких.

 

Мир Хардинг — это мир агрессии, обоюдных злобы и обвинений. Как бы хороша она ни выступала, ее постоянно оскорбляет мать, каких бы успехов ни добивалась, ее бьет муж. При этом Хардинг и сама ведет себя так, что ее не очень хочется жалеть. Постоянная агрессия, образ девочки из трущоб предельно не вписываются в мир фигурного катания, где участникам крайне желательно если не быть, то хотя бы выглядеть принцессами.

 

Режиссер фильма Крейг Гиллеспи говорит в интервью: «Мне нравится, что мы даем вам всю информацию со всех разных точек зрения, а вы как часть аудитории можете воспринять все это и сами решить, что об этом думаете… Главной задачей для меня было взять Тоню, которая была общепризнанной притчей во языцех и злодейкой в нашем обществе последние 25 лет, и переосмыслить ее. Снять фильм и посмотреть, удалось ли нам поменять точку зрения, с которой на нее все смотрят».

 

Стахановские методы работы — это не только про методы тренировок Хардинг, но и о работе всех причастных к «Тоне против всех». Блестяще переданная атмосфера, полное соответствие актеров образам, попытки максимально правдоподобно перенести на экран соревнований — всем этим фильм, безусловно, может похвастать. Гиллеспи не впервой раскрывать столкновение характеров через призму спорта: ранее он уже снял фильм «Рука на миллион» о появлении индийцев в американском бейсболе.

 

При всем при этом создатели не пытались создать абсолютно достоверный документальный фильм. Марго Робби, исполнительница роли Хардинг, говорит в интервью: «Это не традиционный биографический фильм. Нам, кинематографистам, необходимо обладать свободой, чтобы давать персонажам расти и развиваться на съемочной площадке естественно. Мы не можем быть скованными попытками создать точные попытки реальных людей. Этот персонаж и реальный человек в моем понимании — два разных существа».

 

Более чем логично: если бы «Тоня против всех» снималась в полном соответствии с историей, она бы соревновалась в одной номинации с «Икаром».

 

Лейтмотивом всего фильм служат слова Хардинг: «Мне всю жизнь твердили, что я ничего не добьюсь. А я возьму и добьюсь». Готовая умирать и убивать ради статуса первой, Тоня постоянно оказывается в эпицентре скандалов, основанных на судействе, противостоянии с соперницами, отношениях с тренерами… В связи с этим особенно символично выглядит, что после фигурного катания Хардинг ушла именно в бокс — вот уж где она выглядела органично.

 

Надо признать, что некоторые выпады Хардинг выглядят наивно. «Мы с Нэнси Керриган когда-то дружили. Жили в одном номере, но пресса хотела слепить из нее принцессу, а из меня — кусок дерьма» — рассказывает героиня Хардинг о человеке, которого едва не покалечили ее близкие.

 

Смешнее этого только обвинения Нэнси в том, что у нее был расстроенный вид на награждении серебряной медалью Олимпиады. Победа Баюл была сенсационной, и Керриган в той ситуации действительно потеряла золото, а не выиграла серебро.

 

Правда в том, что диспозиция «трудолюбивая девочка из пролетариев против десятков залюбленных принцесс», которую пытается создать в нашем сознании фильм, не проходит банальную проверку фактами. Фигуристки вообще редко растут и воспитываются в благополучии — гораздо чаще ими становятся девочки, для которых это единственный шанс себя реализовать.

 

Та же Оксана Баюл выиграла Олимпиаду как фактически круглая сирота — отец бросил семью в раннем детстве, а мать умерла от рака. Просто кто-то даже на фоне лишений выглядит благородно, а кому-то приходится всю жизнь оправдываться за стервозность, обвиняя то одних, то других…

 

«Тоня против всех» номинировалась на Оскар за лучший монтаж, а также в номинациях за лучшие женские роли. Однако золотую статуэтку из театра «Долби» унесла только Эллисон Дженни, сыгравшая мать Тони Хардинг. Понятно, что о воплощении в образ и прочих тонкостях уместнее писать в совсем другой прессе, но приятно, когда высшую кинонаграду дают не просто за красивый образ, а за жизненность.

 

Персонаж матери Хардинг не просто жесток и суров — он в определенный момент идет на откровенное предательство, пытаясь добиться признания Тони со спрятанным диктофоном. И здесь, как и во всем фильме, нет морали. Как сигара иногда — это просто сигара, так и «бьет» зачастую означает просто «бьет», без «любит».

 

«Тоня против всех» отлично демонстрирует, до такой жестокости может дойти профессиональный спорт, дающий единицам славу и богатство, а остальным — лишь статьи расходов и забвение.

 

Для вского любителя спорта фильм к просмотру обязателен — специфику состязаний творение Гиллеспи раскрывает ничуть не хуже, чем «Рокки» или «Малышка на миллион»…

 

Виталий ПАСИЧНЫЙ, Спорт-Экспресс в Украине

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Все права защищены © 2018 Спортивный журнал.